Электрика в лодке — мода или необходимость?
Электрика в лодке — мода или необходимость?

Зачем нужно 12 вольт на борту

Аскетизм в виде налобного фонарика поначалу устраивает 90% водномоторников. Но со временем желания растут, и даже надувная ПВХ лодка обрастает электрооборудованием:

  • розеткой прикуривателя для зарядки мобильников, экшн-камер, раций;
  • эхолотом для поиска рыбных точек;
  • навигатором для записи трека и ориентирования на местности;
  • стояночным круговым светом для ловли в сумерках на «свале» у судового хода;
  • ходовыми огнями для любителей возвращаться по темноте;
  • помпой для откачивания воды в неспокойную погоду;
  • подсветкой для наливания чая или поиска наживки;
  • фарой-искателем для поиска палатки на берегу;
  • питанием радиоприёмника.

Электричество — запасать или вырабатывать?

Ответ на этот вопрос даёт комплектация мотора и время автономного пребывания на воде.

►Если нахождение на природе ограничивается одним-двумя днями, а из потребителей — только эхолот и светодиодный круговой огонь — то подзарядка на ходу не понадобится. Аккумулятора на 7 а*ч с запасом хватит на озвученные цели. Ещё и мобильник зарядить получится.

►Планируются длительные «автономки» — будем организовывать подзарядку от мотора во время движения лодки.

В любом случае, нам понадобится переносной «электрочемоданчик» — бокс для инструмента с установленным внутрь аккумулятором, разъёмами для подключения потребителей и (если планируем зарядку от лодочного двигателя) генераторный вход.

Комплектуем переносной энергоблок по своему усмотрению. Обычно в корпус устанавливают 2 розетки прикуривателя, выключатель зарядки, вольтметр, 2-3 светодиода (либо ленту) для подсветки. Внутри находится аккумулятор ёмкостью 7 а*ч от компьютерного блока бесперебойного питания, фара-искатель и насос–турбинка низкого давления.

Как получить 12 вольт от мотора

Моторы малой мощности редко радуют владельцев генератором в базовой комплектации. В диапазоне 8-15 л.с. «электростанцией» уже не удивить. Двигатели от 18 сил практически всегда оснащаются выходом для подключения освещения.

± Проще всего тем, у кого ПЛМ с генераторной катушкой и выпрямителем. Остаётся лишь доукомплектовать его в сервисе оригинальным регулятором.

Плюсы — не нужно думать.

Минусов существенно больше:

  • неоправданно высокая цена импортного изделия;
  • фирменный регулятор, как правило, обрезает лишь часть синусоиды. Поэтому, чтобы не сжечь электронику, аккумулятор с надежным подключением обязателен.

Оптимальное решение — купить и установить шунтирующее устройство («довесок»). Теперь, даже если аккумулятор не подсоединён, электроприборы не выйдут из строя при повышении оборотов.

~ Если ваш лодочный мотор укомплектован только генераторными катушками — потребуется полноценный выпрямитель–регулятор напряжения. Оригинал с ограниченным функционалом и баснословной ценой и тут проигрывает самоделкам и приборам сторонних производителей.

??? Худший вариант — когда у вас ПЛМ без генераторных катушек (из-под маховика выходит только проводка зажигания, а двух проводов одного цвета с «переменкой» нет). В этом случае придется потратиться на приобретение (или самостоятельную намотку у «Кулибина») катушек освещения. Потребуется снять маховик, что без опыта лучше не делать во избежание серьёзных расходов.

Используем электричество в лодке

Не важно, какой способ вы выбрали – купить готовый чемоданчик или сделать самостоятельно, своими руками спаять и подключить реле-регулятор, или установить в сервисе фирменное изделие. Теперь на борту вашей ПВХ лодки будет собственная электросеть. А как её применить — вы решите сами.

Удачи на воде!